Ход игры. Выступление каждого „современника выдающегося оратора" названных эпох является иллюстрацией к рассказу учителя о разных периодах в развитии риторики. Остальные ученики делятся на три группы, цель каждой из них - организовать наблюдение и дать анализ деятельности выступавших по следующим вопросам:

•    Насколько каждый из выступавших „вошёл в свою роль" (костюм, грим, антураж, детали, воссоздающие или подчёркивающие определённую эпоху, исторический колорит времени и др.)?

•    Каково соотношение в монологе „важного" и „интересного"?

•    В какой степени выступающему удалось представить своего „героя" как личность, как человека? Как выступающий общался со своими слушателями („контакт глаз", мимика, жесты, осанка, обращение к слушателям, вопросительные и побудительные предложения, создание проблемной ситуации, разъяснение слов и выражений определённых исторических эпох).

Литература для подготовки

Кохтев Н. Н. Риторика. — М.: Просвещение, 1994. С. 5-

35.

Михайличенко Н.А. Риторика. — М.: Новая школа, 1994. С. 17-29.

Юнина Е. А., Сагач Г. М. Общая риторика: Современная интерпретация. — Пермь: ЗУУНЦ, 1992. С. 7-51.

Стернин И. А Практическая риторика.—Воронеж: Воронежский обл. институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1993. С. 4-11.

Демосфен и Цицерон. Их жизнь и деятельность: Биографический очерк Е. Орлова. - СПб, 1898; То же. Репринт. -М., 1991.

Грималь Пьер. Цицерон. — М.: Молодая гвардия, 1991.

Ломоносов М.В.: Хрестоматия по риторике. /Автор-сост. С.А. Минеева. — Пермь: ЗУУНЦ, 1995.

Цицерон: Хрестоматия по риторике (для старших классов школ, гимназий и колледжей)/Автор-сост. С.А. Минеева -Пермь: ЗУУНЦ, 1992.

Адамбаев Б. Казахское народное ораторское искусство. — Алматы: Ана Tini, 1994.

Сопер Поль. Основы искусства речи. — М.: Прогресс, 1992.

Радченко ВА. Изучение ораторского искусства в США. — М.: Знание, 1991.

Очерки об учёных-лекторах. — М.: Знание, 1981.

Сычёв ОА. Обучение риторике в эпоху компьютеров: Введение в опыт США. — М.: Знание, 1991.

Ораторы Греции. — М., 1985.

Тимофеев А. История красноречия с древнейших времён. - М.,1983.

Чихачёв В.П. Лекторское красноречие русских учёных XIX века. — М.: Знание, 1987.

„Реклама"

Цель игры - собрать в фокусе знания по блоку „Риторика как учебный предмет" (рекламное название блока — „Что такое риторика и зачем она нужна человеку"), познакомить с жанром рекламы.

Подготовительный этап.

1.    Информация учителя об особенностях жанра рекламы.1

2.    Анализ образцов различного типа реклам по критериям:

•    максимум информации и целенаправленности при минимуме слов;

•    доказательность и доходчивость;

•    краткость, лаконичность;

•    зрелищность, оригинальность и неповторимость в деталях.

Образцы реклам для анализа:

ОБЪЕДИНЕНИЕ „РЕГИОНАЛ-СЕРВИС"

Лучшее лекарство, лучшее оружие -

ваше сознание нашей заботы. Утверждаясь в союзе с нами, пройдёте непобедимо. Анатолий Воронцов („Северный Казахстан",24.XI.95)

ФИРМА „РЕГИОНАЛ-СЕРВИС"

Новые проявят себя в действии.

Явят щит красоты и полные любви Откроют двери стучащимся.

(„Северный Казахстан", 17.XI.95)

„Только подписчики „Красного перца“ смеются от всего сердца".

(В. Маяковский)

Домашнее задание: каждая группа (4-5 человек) готовит рекламу „Риторика как предмет", определив цель рекламы, её адресата, вид рекламы.

Игровой этап. Каждая группа по очереди демонстрирует свою рекламу, остальные анализируют её по вышеназванным критериям.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒