Абай подчёркнуто громко и раздельно сказал эти слова и сразу же продолжал:

— Но и род Сыбан не виноват в том, что её наречённый жених умер. Сыбан сватал его с добрыми намерениями, честно выплатил весь калым, и вы, кереи, получили его сполна и даже не один раз, а дважды. И первый-то калым был достаточно велик, он стоил по меньшей мере пятидесяти верблюдов. Но вы, воспользовавшись тем, что Салиха идёт за старика, да ещё третьей женой, потребовали дополнительный калым — и опять много получили. Родную дочь вы без колебаний решили продать во второй раз. И тут сыбанцы не виноваты. Виновны вы, кереи, в жадности вашей виновны... Итак, за нарушение сговора кереи.вернут Сыбану полученный ими калым и добавят пеню. Они получили богатства на пятьдесят верблюдов в первом калыме, на двадцать пять — во втором. За вину кереев перед Сыбаном и перед собственной дочерью я определяю пеню в двадцать пять верблюдов. Значит, кереи вернут Сыбану сто верблюдов. Расход этот должны нести поровну род невесты и род джигита, избранного ею в мужья. Это моё второе решение.

За эти три дня я собрал все сведения об убытках, понесённых обеими сторонами от этой вражды. Сыбанцы угнали у кереев двести коней, кереи у сыбанцев — сто семьдесят. Пусть вернут друг другу коней и заменят пропавших другими, пятилетними. Вот, сородичи, моё решение по этому делу. Оно исходит из одного желания - восстановить мир и единство между племенами. Я сказал всё“.

Замысел данного высказывания.

Анализ ситуации. Речь Абая звучит на Балкыбек-ском съезде четырёх племён, собиравшемся систематически раз в 5-6 лет для разбора тяжб, споров, взаимных счётов. По крупному делу, известному под названием „тяжба девушки Салихи", давно волновавшему весь округ, Абай был выбран судьёй-посредником.

Смертельная распря вызвана тем, что у просватанной в род Сыбан Салихи умер жених и по законам степи на неё имеет право его родственник, но девушка выбрала себе в женихи юношу из своего рода и объявила, что скорее бросится в реку, чем станет третьей женой шестидесятилетнего старика. Угон скота, избиения людей не прекращались даже в дни съезда.

Определить, чем вызвана потребность говорящего в данном высказывании. Абай в своём выступлении руководствуется двумя потребностями: 1-ая потребность — долг перед людьми, доверившими ему решение важного дела, и 2-ая потребность — интерес к возможности пропаганды своих идей. (Следует вспомнить, что Абай всю свою жизнь был великим просветителем, но, в отличие от русских просветителей того времени, не имел трибуны для пропаганды своих идей - газеты, журнала, но так же нёс в степь новое, боролся против старого уклада, быта, нравов.) Им движет и горячее желание прекратить кровавую враж-ДУОпределить, какие „духовные ценности" „выкладывает" говорящий. Для Абая дороги мир и согласие между сородичами, независимо от того, к какому роду они принадлежат. Другая духовная ценность, которой пронизано всё выступление Абая, — это справедливость.

Сформулировать концепцию, которой руководствовался говорящий. Концепция Абая сформулирована им самим (обычно её приходится „вытаскивать" из подтекста высказывания или выяснять из более широкого контекста: биографии, анализа творчества, писем, мемуаров, публицистических высказываний, введения или вступительного слова к публикациям и др.). „...Времена меняются и законы стареют, открылись новые пути борьбы с такими тяжбами, пожирающими наш мир, дробящими наше единство, позорящими нашу честь..."

Определить позицию говорящего. Абай по своей позиции гуманист, потому что в своей Речи несёт добро и мир; критик-конструктивист, потому что, критикуя состояние общества, в котором ему приходится жить, он предлагает реальные пути изменения жизни этого общества; реформатор, потому что он говорит о новых временах и новых законах; реалист, потому что трезво оценивает ситуацию; прагматик, потому что решил проблему, исходя из конкретных материальных реалий: каков размер первого калыма, второго, какой должна быть пеня, сколько угнано голов скота с той и другой стороны, каков должен быть возраст лошадей, подлежащих возвращению хозяевам - всё это тщательно просчитано и взвешено; просветитель, потому что постоянно, и в данном случае конкретно, использует возможность пропагандировать новые, прогрессивные идеи.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒