Характеристика адресата речи. Абай хорошо представляет тех людей, перед которыми ему предстоит держать речь: единомышленников среди них мало, Абай может рассчитывать на поддержку только близких людей: Ербола, Кокпая, Шаке. Среди его слушателей и много врагов: бии и волостные хотя и ценят ум и мужество Абая, но не признают новых взглядов Абая. Простой же люд восхищается необыкновенными поступками Абая: у своих братьев отобрал должность главного бия и отдал Асылбеку, а потом в тяжбе бедняков со всесильными сыновьями Кунанбая добился того, чтобы волостные отдали жатакам тридцать голов скота. От юрты к юрте идёт разговор о справедливости Абая, которому родство рук не связывает, который думает о нуждах всего народа, болеет за него. Не случайно Абай возбуждён и взволнован, бледен, хмур, на лбу и носу капельки пота: при всём уважении к нему присутствующие свято чтят законы степи, по которым девушка, нарушившая сговор, должна быть наказана; некогда предок Абая — Кенгирбай, разбирая такую же тяжбу о невесте, приговорил к смерти и невесту, и нарушителя свадебного сговора — Енлик и Кибека.

Определить ключевое понятие и назвать его существенные признаки, отражающие концепцию и позицию говорящего. Ключевое понятие Речи Абая — законы степи. В представлении Абая закон — это правило, норма, которая может меняться в связи с новыми веяниями времени, законы должны служить миру и спокойствию в обществе, нести справедливость, защищать интересы молодого поколения, которое стремится к новому укладу жизни.

Сформулировать задачу высказывания. Задача Абая — доказать слушателям, что Салиха свободна от сговора, а Керей и Сыбан должны сполна рассчитаться друг с другом и на этом закончить свою вражду.

Сформулировать сверхзадачу высказывания. Сверхзадача Абая — вызвать у слушателей потребность согласиться с решением судьи-посредника и, выполнив это решение, прекратить распри, а также проникнуться пониманием, что в степь пришли новые времена, и принять веяния этого времени.

Сформулировать тезис высказывания. Основная мысль (тезис) Абая: девушка Салиха свободна от сговора, кереи должны вернуть сыбанцам калым — 75 верблюдов и пеню — 25 верблюдов; Сыбан вернёт кереям 200 коней, Керей Сыбану — 170, пропавших коней заменят пятилетними.

Примечание: „Вытаскивание замысла" в нашей практике проводилось в следующей последовательности:

•    объяснение учителем основных понятий и риторических операций замысла с иллюстрацией на материале Речи Абая;

•    тренинг в умении „вытаскивать замысел" на материале устного высказывания (используются видеозаписи выступлений депутатов I Съезда Советов): каждая подгруппа по очереди отслеживает 2-3 операции;

•    образец „вытаскивания замысла" из письменного текста большого объёма (используется статья Э. Морена „Что может интеллигенция"1);

•    тренинг в умении „вытаскивать замысел" из письменного текста на материале статьи Д.С. Лихачёва „Агрессивность „бездуховности"2 - работа в подгруппах;

•    тренинг в умении „вытаскивать замысел" из письменного текста на материале статьи Д.С. Лихачёва „Письмо к интеллигенции"3 - работа в'парах;

•    тренинг в умении „вытаскивать замысел" из письменного текста на материале статьи Н. Михалкова „О культуре"4 - индивидуальная работа;

• контрольная работа на материале статей А. Солженицына „Нобелевская лекция**, Г. Померанца „Нравственный облик исторической личности"1, С. Алексеева „Естественное убежище человека**2, Д.С. Лихачёва „Память**3.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒