Зачёт-тренинг по отслеживанию первых результатов

Цель работы и методический комментарий к ней. До данного этапа ученикам ни разу не выставлялся школьный балл, потому что риторика — предмет особый, требующий от учителя умения постоянно „держать" потребность ребёнка заниматься риторикой, самосовершенствоваться, помнить, что ..."ребёнок, подобно растению, создаёт себя изнутри, и этот процесс строго индивидуален [выделено нами. — Д.В.]. Таков один из законов жизни. Внешние условия служат ребёнку, как и растению, „материальной базой", где он черпает ресурсы, необходимые для его питания и роста. На нас лежит обязанность приблизить к нему эти ресурсы, создать для него благоприятную питательную среду"4. Учитель, как и тренер, в этой ситуации хвалит, одобряет, советует, замечает, настраивает, но не оценивает. Но, с другой стороны, общеизвестно, что в любом виде деятельности, в том числе и в учебной, тем успешнее идёт процесс продвижения к конечному результату, чем чаще человек видит свои успехи на промежуточных этапах.

Цель данного тренинга — определить, каковы результаты каждого в овладении уже известными риторическими умениями в комплексе.

Ещё в процессе работы над блоком „Чтение как вид речевой деятельности" ученики выбирают проблему для своего доклада, изучают литературу, предваритель но самостоятельно собрав библиографию, определяют тему доклада и продумывают его замысел.

Теперь каждый ученик (в порядке, установленном жеребьёвкой) должен выступить со своим докладом, демонстрируя умения, которые отслеживаются остальными учениками; все ученики получают карточку с вопросами, учитель заполняет специальный лист учёта в следующей форме:

Фамилия,

Имя

Тема доклада и его оценка

Оценка за слушание и анализ риторических умений докладчиков

вопросы

в

XI

итог

Вопросы для слушания и анализа риторических умений каждого докладчика (в процессе смены докладчиков меняются и номера вопросов для слушателей, в итоге каждый ученик отслеживает и оценивает все умения):

1.    Какие духовные ценности „выкладывает1* докладчик?

2.    Какова позиция докладчика?

3.    Какие качества „человека на трибуне" вы выделили в личности выступающего? Какие качества следовало проявить ярче?

4.    В чём актуальность и новизна изобретённой докладчиком темы? Какая новая информация сообщается слушателям? Насколько она интересна? Каково соотношение между „важным" и „интересным" в докладе?

5.    Как докладчик опирается на знания, известные слушателям?

6.    Сколько вопросов содержится в докладе? Достаточно ли этих вопросов для максимального раскрытия темы? Какую ещё информацию можно было использовать в выступлении на данную тему?

7.    Есть ли в выступлении вопросы, не имеющие однозначного решения, носящие проблемный характер? Определена ли автором концепция и насколько она выражена в докладе?

8.    Как учитываются докладчиком особенности устной речи: длина фразы, повторения с целью акцентировать внимание слушающих на „важном", уточняющие обороты?

9.    Как докладчик владеет мастерством импровизации? Показывает ли докладчик слушателям процесс возникновения и развития мысли или воспроизводит заученный текст?

10.    Какова сила голоса, ясность дикции, темп речи? Как автор варьирует темп речи, высоту и силу голоса, меняет тембральную окраску голоса в зависимости от содержания высказывания?

11.    Сформулируйте задачу докладчика. В какой части доклада она предъявляется? Как она соотносится с названием доклада?


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒