12.    Сформулируйте сверхзадачу докладчика. Насколько она пронизывает всё выступление? Какими средствами она реализуется?

13.    Какова основная мысль доклада? Насколько последовательно она реализуется в выступлении? Как соотносятся основная мысль, задача и название доклада?

14.    Как докладчик общается со слушателями? Какие приёмы он использует для того, чтобы собрать внимание слушателей, вызвать интерес к теме, к содержанию доклада, помочь понять основную мысль?

15.    В каком функциональном стиле выдержано выступление? Почему выбран этот стиль? Какие языковые черты данного стиля использованы автором? Приведите примеры.

16.    Охарактеризуйте правильность речи оратора, её соответствие нормам литературного языка.

Данная система отслеживания результатов продвижения при обучении риторике прошла апробацию в практике учащихся X—XI классов педагогического лицея и областного лицея при ИУУ. Эксперимент показал, что такая система оценки

•    не вызывает такой степени состояния тревожности, какое возникает на зачётах и экзаменах;

•    носит не только контролирующий, но и обучающий, тренинговый характер;

•    максимально объективна, так как оценка складывается из детального анализа всех достоинств и недостатков высказывания, отмеченных всеми детьми в классе, причём самому выступающему даётся возможность аргументированно опровергнуть то или иное замечание, объяснить корни его возникновения;

•    стимулирует потребность „переносить хорошо отлаженные и проверенные риторические умения" при демонстрации знаний в других учебных ситуациях;

•    способствует совершенствованию умений делового этикета;

•    смена видов речемыслительной деятельности (говорение, слушание, анализ, синтез, сравнение, обобщение, формулирование вопросов и т.п.) позволяют держать тонус сложной интеллектуальной деятельности учащихся;

•    наконец, за счёт разнообразной тематики выступлений, специально подготовленной (в дальнейшем ученикам даётся возможность самостоятельно изобрести не только тему, но и проблему, область человеческих знаний), расширить кругозор учащихся и будить интерес к актуальным проблемам окружающей жизни, а учителю — видеть мир увлечений и интересов, соответственно делать выводы о совершенствовании своего курса и состояния интереса к остальным предметам, включённым в учебный план.

Контрольное задание

Прослушайте записи своего высказывания по II или III блоку и дайте самоанализ по следующим параметрам:

1.    Как ситуация (сложившиеся в то время обстоятельства жизни) повлияла на выбор темы высказывания?

2.    Какие чувства явились причиной выбора темы?

3.    Какие духовные ценности были „выложены" в этом высказывании?

4.    Какова была исходная мысль вашего высказывания?

5.    В какой позиции вы предстаёте в своём высказывании (информатор, пропагандист, полемист, критик-догматик или критик-конструктивист, реалист, романтик, прагматик, оптимист или пессимист; выражаете вы или не выражаете определённые личностные, политические взгляды)?

6.    Какое понятие в вашем высказывании является ключевым? Какие основные признаки этого понятия можно вычленить из вашего высказывания?

7.    Какому типу слушателей (единомышленников, соглашателей, безразличных или конфликтных) было предназначено ваше высказывание? Какого типа слушатели анализировали ваше высказывание? Как проявилось это (тип слушателей) в анализе?


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒