8.    В какой формулировке и сколько раз вы „подавали" своим слушателям тезис (основную мысль)? Поняли её ваши слушатели? Не было ли искажений в формулировке тезиса со стороны слушателей? В чём причина искажений?

9.    Что вы хотели доказать своим слушателям? Удалось ли вам это?

10.    В чём вы хотели убедить своих слушателей? Какую потребность хотели вызвать у своих слушателей? На какой поступок вы хотели их подвигнуть? Удалось ли вам это?

Перестройте ваше высказывание в соответствии с замеченными вами недочётами и снова запишите его на диктофон или магнитофон.

Блок VIII. „Давайте определимся в понятии" (логический аспект риторики: культура оперирования понятиями)

С этого призыва должно начинаться любое общение, поскольку большинство слов многозначно, к тому же, как мы увидим дальше, в одно и то же понятие люди могут вкладывать разное содержание, иногда даже противоположное.

Цель данного блока - научиться выделять понятие, определять его вид и отношения с другими понятиями, используемыми в высказывании, состав лять денотатный граф ключевого понятия, отражающий концепцию автора высказывания, делить понятия, то есть составлять научно грамотные классификации, планы текстов и др.

С данного блока (далее IX, X, XI) начинается работа по логическому аспекту риторики. У некоторых специалистов может возникнуть вопрос: „Почему в систему упражнений по риторике вошли задания по логике? Ведь существует самостоятельный предмет - формальная логика?“

Следует напомнить, что предметом и риторики, и логики является мысль. Различие в том, что риторика изучает мысль как живой процесс, мысль в динамике, как она рождается, облекается в форму внутренней речи, корректируется и переливается в речь внешнюю. Логика же исследует мысль, главным образом, как некий результат, мысль - в статике.

Взаимосвязь риторики и логики в том, что риторика обеспечивает содержание мысли, а логика - его адекватное оформление. Отрыв логики от риторики привёл к деформации логики, так как она лишилась содержания. Чтобы восстановить естественную связь риторики и логики и введены названные блоки.

В методических целях (в статике есть возможность рассмотреть отдельные стороны, черты, особенности, принципы любого явления) сначала даются упражнения, где представлены правила формальной логики, далее предлагается анализ соответствующих правил на материале речи — высказывания, направленные на редактирование с точки зрения логики, и, наконец, упражнения, требующие от ученика умения рождать мысль и сразу верно, по законам логики оформлять её.

Проблемная ситуация:

„Кто есть кто, что есть что"

Цель игры — вызвать интерес к логическому аспекту риторики, актуализировать понимание „что такое понятие".

Класс разбивается на 4 группы. Первая группа задумывает какой-то предмет, понятие, название явления, признака, действия. Остальные группы по очереди называют определённые признаки данного понятия, например: „Является это понятие названием конкретной вещи?" Получая от группы ответ „да/нет“, каждая группа выстраивает свою систему вопросов. Каждая группа имеет право задать 5 вопросов подряд, затем это право передаётся другой группе. Побеждает та группа, которая первой назвала понятие, загаданное первой группой. Затем ведёт игру - загадывает понятие и отвечает на вопросы —вторая...третья...четвёртая группа.

"Несущественные признаки..."

Цель игры — актуализировать понятия „существенные признаки понятия“/„несущественные признаки понятия".

Класс разбивается на 4 группы. Каждая группа получает предмет: линейку, карандаш, тюбик губной помады, перчатку и т.п. Задача каждой группы


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒