Вопросы для самоконтроля

•    Что изучает риторика?

•    Почему этот предмет занимал особое место в образовании в Древней Греции, Древнем Риме, Древней Руси?

•    Почему этот предмет (под разными названиями, например, „языковое существование", „теория коммуникации" и др.) изучали и изучают в цивилизованных странах?

•    Почему этот предмет вводится в учебные планы школ нового типа и преподаётся во многих общеобразовательных школах в форме факультатива?

•    Какие качества являются наиболее значимыми для „делового человека" в цивилизованном обществе?

•    Что такое общение как социальная потребность человека?

•    Вспомните ситуации из вашего жизненного опыта, когда продуманное и верно найденное речевое поведение помогло вам решить какой-то важный вопрос или достойно выйти из острой ситуации?

Блок II. Человек в зеркале общения

Работая по содержанию данного блока, ученик должен осознать смысл высказывания Аристотеля: „Мы слушаем не речь, а человека, который говорит“, провести инвентаризацию своих речемыслительных способностей: выявить (опираясь на иллюстративный материал, данный в блоке) и осознать достоинства и недостатки своих мыслительных и речевых способностей, ощутить, пройдя через систему игр и упражнений блока, продвижение в развитии своей личности и выработать в себе глубокую потребность идти дальше, по принципу „снежного кома“ наращивая новые умения.

В ныне действующей методике совершенствования устной речи в курсе русского языка обращается главное внимание на лингвистические умения: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, однако вне внимания остаются невербальные средства языка. Задача упражнений данного блока — восполнить этот недостаток, как показывает наш опыт, весьма распространённый у старшеклассников и студентов: говорить, глядя в сторону или в потолок, не подключать к звучащей речи мимику, жесты (они дают иногда до 35% дополнительной информации ).

„Каков он, человек продуктивно общающийся?"

Цель игры — создать проблемную ситуацию, подготовить учащихся к восприятию и пониманию лекции: „Человек в зеркале своей речи".

Эпиграфы к теме:

„Мы слушаем не речь, а человека, который говорит".

(Аристотель)

„Я знаю, как на мёд садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, всё губя, Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю всё, но только не себя".

(Франсуа Вийон)

„Кто на себя глядит,

Свой видит лик.

Кто видит лик свой,

Цену себе знает.

Кто знает цену —

Строг к себе бывает.

Кто строг к себе,

Тот истинно велик".

(Шекспир)

Ход игры. Среди множества качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях, есть такие, которые относят к качествам, крайне необходимым и важным для эффективного общения людей.

На первом этапе (15 минут) вы должны самостоятельно составить список качеств, важных для общения. Чем больше вы включите в этот список качеств, тем интереснее вам будет работать на втором этапе.

При составлении списка можно использовать иллюстративный материал, представленный ниже, вспомнить литературных героев, своих знакомых и др.

На втором этапе проведём дискуссию, основная цель которой - выработать общий список качеств, важных для общения. При этом каждый может высказать своё мнение, разумеется, аргументируя его, приводя примеры, иллюстрирующие, как и когда это качество помогало преодолеть то или иное обстоятельство, воздействовать на собеседника, убедить его, сделать своим единомышленником.

Иллюстративный материал


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒