21.    Аргентинский писатель Х.Л. Борее цитирует в одном из своих произведений „некую китайскую энциклопедию. В ней говорится, что животные подразделяются: на принадлежащих императору, бальзамированных, приручённых, молочных поросят, сирен, сказочных, бродячих собак, включённых в настоящую классификацию, буйствующих, как в безумии, неисчисляемых, нарисованных очень тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти, и прочих, только что разбивших кувшин, издалека кажущихся мухами*1.

22.    Признаки весны: потепление, таяние снега, осадки в виде дождя и снега. Распускание листьев, цветение растений. Появление насекомых. Прилёт птиц. Люди ведут сев и посадку растений.

23.    Дети делятся на две категории: на невоспитанных и ненаших.

24.    Картины бывают пейзажные и исторические.

25.    Видами искусства являются художественная литература, музыка, скульптура, архитектура и портретная живопись.

26.    Живые существа подразделяются на животных, растения и белки.

27.    Оружие может быть огнестрельным, колющережущим и автоматическим.

28.    Политика бывает прогрессивной, консервативной, реакционной.

29.    Республики разделяются на парламентские, президентские и унитарные.

30.    Языки делятся на естественные, искусственные и народные.

"Кто прав!"

Понятно, что у всех собак есть нечто общее, что отличает их от всех несобак. У всех столов тоже есть нечто общее. Во всех житейских ситуациях мы сразу отличим, например, стол от люстры. То общее, что присуще всем собакам, Платон называл идеей собаки. Так же есть идея стола, или „стольность“. Но Платон пошёл дальше: идея стола для него не абстракция, а некий вполне реальный „идеальный стол“. Только этот „идеальный стол“ существует не в нашем мире, а в некотором „мире идей", и человек, наделённый разумом, может воспринимать этот „мир идей“ и созерцать в нём, к примеру, „идеальный стол“. Характерен следующий диалог, происшедший между Платоном и его противником Диогеном Синопским.

[Диоген:] А я вот, Платон, стол и чашу вижу, а „стольности“ и „чашности" не вижу.

[Платон:] И понятно: чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть глаза, а чтобы видеть „стольность“ и „чаш-ность“, у тебя нет разума.

Как, по-вашему, есть ли в действительности „идея стола“, „стельность", „идеальный стол"? Если нет, то что же тогда позволяет нам отличить стол от „несто-лов“? Кто более прав: Диоген или Платон?

„Концепция и ключевое понятие высказывания"

Аристотель говорил: „Как много споров могли бы быть прекращены, если бы участники договорились бы дать определение своим примерам". Сформулируйте, какова связь между концепцией и ключевым понятием высказывания, подготовьте ответ на этот вопрос. В качестве примера используйте анализ следующих ситуаций.

1.    Бригадиру надо было поправить балконную стойку, покривившуюся на самом видном месте. Все очень торопились закончить дела: вот-вот должна была приехать госкомиссия. Бригадир влез на балкон с молодым рослым парнем — новичком на стройке, поддел стойку ломом и приказал: „Бей по ребру!"

Парень удивился и спросил: „Ты что, с ума сошёл?"

—    Бей по ребру!... — закричал бригадир... Тогда парень размахнулся и ударил бригадира кувалдой по рёбрам. Бригадир птицей полетел с третьего этажа, к счастью, в сугроб.

Суд оправдал парня: „Прежде чем отдавать команды, надо объяснять, что они обозначают".

2.    Егерь был простоволос, без форменной фуражки, не подпоясанный, в тапках.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒