А ведь тому, что это хорошо, учило всё. В том числе и вся литература, не только пионерская. Помню чей-то рассказ о гражданской войне. Один молодой коммунист интеллигентного происхождения выдаёт ЧК приятеля своих родителей, которого те прятали в своём доме. И помню, как иронично воспринимает герой трагическое (по мнению рассказчика, трагикомическое) недоумение своих родителей: „Как? Ты мог донести? Ты доносчик?" Как же! Ведь герой как раз сейчас получает „пролетарскую закалку", избавляется от мелкобуржуазной интеллигентской мягкотелости. Наоборот, он чувствовал бы себя предателем, если бы скрыл это от своих новых товарищей. Мысль о том, что тайна была ему известна только потому, что ему её доверили как своему, просто для него не существовала. А ведь открыто, сознательно, по убеждению порвавший с революционерами и перешедший на сторону правительства народоволец Лев Тихомиров в письме, в котором он каялся и просил прощения, тем не менее предупреждал адресата, что никаких доверенных ему бывшими товарищами тайн при всём отвращении к ним он не выдаст и именно потому, что ему их доверили как товарищу. Это могло поставить под сомнение его искренность и затруднить его положение, но иначе он не мог...

Это уже в „Литературной газете" семидесятых-восьмидесятых годов, когда ею руководил один из самых непорядочных людей нашей эпохи - А.Б. Ча-ковский, на каждом шагу можно было услышать слово „порядочность". Иногда его употребляли порядочные люди в честных целях, иногда слово „порядочность", придавая ему противоположный смысл, использовали, призывали к ней — брежневские гэ-бэшники. Но авторитет этого понятия уже признавался всеми. Реабилитировал это важное беспартийное слово, конечно, не Чаковский, а честные и хорошие люди, которые иногда у него печатались. Они сделали большое дело — страна нуждалась в реабилитации этого слова. В тридцатых же это слово воспринималось как наследство „проклятого прошлого"... (Н. Коржавин. В соблазнах кровавой эпохи// Новый мир, 1992, № 7)

4. Сравните три определения одного понятия „космополитизм". Какая концепция лежит в основе каждого из данных определений?

„Космополитизм - реакционная буржуазная идеология, проповедующая отказ от национального суверенитета, национальных традиций и культуры во имя абстрактно понимаемого „единства человеческого рода", „единого государства", отрицающая патриотизм под лозунгом „человек — гражданин мира"; К. противоположен пролетарскому интернационализму. (Словарь иностранных слов. 14-е изд., испр. — М.: Русский язык, 1987. С.257)

„Космополитизм — идеология т.наз. мирового гражданства, выступает в виде различных идейных и политических ориентаций - от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальным культурам и традициям" (Современ ный словарь иностранных слов.- М.: Русский язык, 1992)

„Космополитизм - идеологическое течение, проповедующее отказ от национального сувернитета, национальных традиций культуры во имя единства человеческого рода" (Словарь иностранных слов: актуальная лексика, толкования, этимология/М.Н. Андреева,

Н.С. Арапова и др.- М.: Цитадель, 1997)

Какое из данных выше определений подошло бы к ситуации из романа Н. Фёдоровой „Семья" (Роман-газета, 1992, № 10): один из главных героев — профессор Чернов, известный учёный в области геологии, вдруг забросил её и „поставил перед собою три новых цели: искоренение человеческих предрассудков и суеверий; создание универсальной религии поклонения Абсолютному; стремление убедить человечество, что на этой планете можно жить спокойно и счастливо — всё это в восьми томах.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒