Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённой деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами деятельности. Диагностика способностей проводится с помощью тестов. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности1.

Зона ближайшего развития — расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно (актуальный уровень развития) и под руководством взрослого2.

Задача каждой группы — за 10 минут усвоить эти новые понятия, выделив в них основные отличительные признаки.

Рассчитавшись на „первый-второй номера", участники игры поочередно устраивают друг другу экзамен: воспроизводят своими словами определение того или другого понятия, отвечают на вопрос, касающийся основных признаков изучаемых понятий, включают то или иное понятие в связный текст (время работы -15 минут).

Каждая группа составляет связный текст (рассказ, микролекция, сообщение, басня, сказка, телепередача, характеристика человека и т.п.)» который будет оцениваться по таким критериям:

•    количество использованных понятий, вошедших в терминокарту;

•    точность в употреблении понятия; количество правильно использованных понятий;

•    занимательность текста и исполнительское мастерство в его демонстрации (время работы — 20 минут); оценка по пятибалльной системе.

От каждой группы в экспертную комиссию приглашается один ученик. Экспертная комиссия оценивает в соответствии с вышеназванными критериями доклад каждой группы (время работы - 30 минут).

Как показывает опыт, сообщение каждой группы целесообразно прослушать дважды, использовав с этой целью магнитофон, так как первое прослушивание всегда идёт на эмоциональной волне интереса и занимательности сюжета. Тем более, на этом этапе и сами исполнители имеют возможность посмотреть на себя со стороны и принять участие в обсуждении решения экспертной комиссии на рациональной волне.

Контрольное задание

Прослушайте своё связное высказывание, выделите из него несколько понятий. Дайте определение каждого из них. Проверьте правильность этих определений по 17-томному академическому Толковому словарю и Энциклопедическому словарю.

Попробуйте провести деление данных понятий по разным основаниям

Блок IX. „Позвольте мне своё суждение иметь..."

Богатство речи человека определяется умением пользоваться синонимическими средствами языка, причём не только на уровне лексики (буря-вьюга-метелъ-буран),ноив синтаксическом плане. ( Дорога, ведущая в лес, была скользкой. Дорога, которая вела в лес, была скользкой.) Уметь 5-6 раз „выложить“ главную мысль высказывания и каждый раз в другой словесной формулировке - одно из решающих условий, чтобы эта мысль запомнилась, „засела“ в сознании слушателей. Данный блок предполагает работу над суждением как формой мышления: тренировка умения видеть структуру суждения, определять вид суждения, обучение „хитростям“ „выкладывания" тезиса, что делает высказывание убедительным и ведёт к успеху в общении.

Проблемная ситуация:

Логическая задача

Кто этот чудовищный человек, о котором пойдёт речь ниже? Почему?

Случайно в ресторане за одним столиком встретились племянник — молодой человек, изучающий право, и его тётя — пожилая импозантная дама.

[Тётя:] Что ты будешь пить, Роберт? Виски? Мартини?

[Роберт:] Что вы, тётя! Я не пью. В жизни не выпил ни капли спиртного. Ведь это так вредно сказалось бы на моём мозге.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒