13.    Призвание человека состоит не только в том, чтобы понять и сохранить этот мир, но и в том, чтобы сделать его лучше.

14.    Жизнь коротка, искусство долговечно.

„Найди связку для сложного суждения"

Цель упражнения — научиться находить логические связки для простых суждений в составе сложного.

Какой логической связкой надо связать следующее? Например: несогласие с тезисом противника. В данной ситуации происходит выдвижение антитезиса, поэтому наиболее подходит суждение с внешним отрицанием — „неверно, что..."

1.    Ближайший род и видовое отличие определяемого понятия.

2.    Аргументы для защиты тезиса.

3.    Приметы человека, которого надо опознать.

4.    Запасное решение на случай, когда невозможно будет осуществить заранее намеченный план.

5.    Рассуждение выпускника школы в ситуации выбора жизненного пути.

6.    Причинно-следственная зависимость.

7.    Альтернативы решения проблемы.

8.    Факторы, способствующие быстрой адаптации молодого человека к профессиональной деятельности.

9.    Закон обратного отношения между содержанием и определением понятия.

10.    Требования, которым должен отвечать претендент на золотую медаль, заканчивающий среднюю школу.

"Истинно или ложно...t"

Цель упражнения — научиться пользоваться логическим квадратом для проверки логической состоятельности суждений.

Если предположить, что первое суждение истинное, то какие из приведённых суждений истинные, а какие ложные.

Бодри верный, и Гектор верный.

Бодри не верный, но Гектор верный.

Ни Бодри, ни Гектор не верные.

Неверно, что Бодри и Гектор верные.

Бодри верный или Гектор верный.

Или Бодри верный, или Гектор верный (только один).

Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата, и укажите, в каких примерах допущены ошибки и в чём они заключаются.

1.    Истинно, что некоторые мероприятия Наполеона были прогрессивны, значит истинно, что некоторые мероприятия Наполеона не были прогрессивными.

2.    Ложно, что некоторые сражения не принесли Суворову победы; значит истинно, что некоторые сражения принесли Суворову победу.

3.    Ложно, что некоторые мысли невыразимы; зна-. чит истинно, что все мысли невыразимы.

4.    Истинно, что некоторые мысли можно выразить жестами; значит истинно также, что некоторые мысли нельзя выразить жестами.

5.    Истинно, что некоторые болезни пока не излечимы; значит, истинно, что некоторые болезни излечимы.

6.    Истинно, что Юрий Гагарин — первый космонавт; значит истинно также, что ни один человек до Гагарина не летал в космос.

7.    Истинно, что некоторые государства являются унитарными, значит ложно, что ни одно государство не является унитарным.

8.    Ложно, что все французские энциклопедисты XVIII в. были идеалистами; значит ложно, что некоторые французские энциклопедисты XVIII в. были идеалистами.

„Поймай мысль" и охарактеризуй её

Выделите в приведённых ниже текстах все суждения и дайте их полную характеристику.

1.    Я бросил спичку, и тотчас Так весело всё загорелось.

Привстав на цыпочки, пылает тонкий Жёлтый огонёк в остроконечной шалке.

2.    Нора шла сначала прямо, ровная, как туннель, а потом вдруг круто обрывалась вниз. Не успела Алиса и глазом моргнуть, как она начала падать, словно в глубокий колодец.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒