34.    „Тогда дядьке Антону повезло: могилёвских энкавэдистов сожрала какая-то другая банда из их же ведомства, и группу подследственных выпустили: раз арестовали враги, вы не есть враги! — к сожалению не везде такая логика срабатывала. А вот дядьке помогло, выполз он из трубы (в какой-то подземной цементной трубе их держали, тюрем уже не хватало), поседевший и ссутулившийся ещё больше". (А. Адамович)

35.    Ноздрёв предложил Чичикову поиграть в шашки. В качестве выигрыша предлагалась золотая печатка к часам, щенок средней руки и 50 рублей денег. Чичиков, увидев, что Ноздрёв мошенничает, бросает игру. Специалисты по шашкам восстановили партию по репликам играющих и выяснили, что Чичиков мог всё-таки выиграть.

Допустим, что Чичиков выиграл бы. Но Ноздрёв отказывается платить, упирая на то, что он мошенничал, а игра не по правилам — не игра. Чичиков возразит: разговор о мошенничестве здесь не к месту: мошенничал сам проигравший, значит, он тем более должен платить.

Примечание: целесообразно после выполнения данного задания (в нашей практике была составлена программа для тренажа на компьютере) указать ситуации, в которых логическая ошибка сделана намеренно, в качестве уловки.

"Вытащи тезис"

Цель упражнения — научиться выделять главную мысль из высказывания большого объёма.

Примечание: определять главную мысль на материале высказывания небольшого объёма учащиеся умеют, так как это умение отрабатывается, в соответствии с Программой развития связной речи,, на уроках русского языка, начиная с 1 класса. „Вытаскивание** же тезиса из произведений большого объёма представляет для учеников большую трудность, поэтому целесообразно : 1) вызвать потребность заниматься этой сложной операцией, 2) дать алгоритм действий.

Для проблемной ситуации ставим вопрос: „При каком условии открывается главная мысль?** Как отвечает на этот вопрос автор данного стихотворения?

В каждом параграфе,

В каждом рассказе,

В сказке и песне, даже во фразе -Ты только вдумайся, Только всмотрись -Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу. Строчка за строчкой, Фраза за фразой -Ты только вдумайся, Только всмотрись -Откроется самая главная мысль.

Найди ошибки в „предъявлении тезиса"

Цель упражнения — научиться видеть типичные ошибки в „предъявлении тезиса** (подмена тезиса, строится по принципу „лоскутного одеяла**, модальность тезиса, объём и содержание субъекта тезиса на всём протяжении высказывания меняются, выдвижение неопределённого, неясного, неточного тезиса).

1. „Предметом сегодняшней моей лекция я избрал, так сказать, вред, который приносит человечеству потребление табаку... О табаке, так о табаке — мне решительно всё равно, вам же, милостивые государи, предлагаю отнестись к моей настоящей лекции с должною серьёзностью, иначе как бы чего не вышло. Кого же пугает сухая, научная лекция, кому не нравится, тот может не слушать и выйти... Особенно прошу внимания у присутствующих здесь господ врачей, которые могут почерпнуть из моей лекции много полезных сведений, так как табак, помимо его вредных действий, употребляется также в медицине. Так, например, если муху посадить в табакерку, то она издохнет, вероятно, от расстройства нервов. Табак есть, главным образом, растение... Когда я читаю лекции, то обыкновенно подмигиваю правым глазом, но вы не обращайте внимания; это от волнения. Я очень нервный человек, вообще говоря, а глазом начал подмигивать в 1889 году тринадцатого сентября, в тот самый день, когда у моей жены родилась, некоторым образом, четвёртая дочь Варвара. У меня все дочери родились тринадцатого числа. Впрочем,... ввиду недостатка времени, не станем отклоняться от предмета лекции. Надо вам заметить, жена моя содержит музыкальную школу и частный пансион, то есть не то чтобы пансион, а так, нечто вроде. Между нами говоря, жена любит пожаловаться на недостатки, но у неё кое-что припрятано, этак тысяч сорок или пятьдесят, у меня же ни копейки за душой, ни гроша -ну, да что толковать!" (А.П. Чехов. „О вреде табака“)


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒