•    актуальность выбранной темы в соответствии с анализом ситуации и формулировка потребности разработать эту тему;

•    духовные ценности, которые автор может „выложить" в данном сообщении;

•    концепция, от которой пойдёт „царствующая мысль", соответственно определение позиции, содержания ключевого понятия;

•    формулировка задачи, сверхзадачи, тезиса, рекламного заголовка, эпиграф высказывания, характеристика адресата речи.

II    этап игры. Каждый представитель игровой группы изучает замысел своих коллег. Староста организует работу в группе так, чтобы каждый прочёл все замыслы, находящиеся в группе. К формату замысла прикреплена карточка — специальный оценочный бланк:

Критерии

X

г

б

Тема, выбранная для сообщения, актуальна (+), неактуальна (-)

Предложить автору раскрыть тезис более подробно в устном выступлении, целесообразно (У), нецелесообразно (-У)

Идею на вооружение беру (Б), не беру (-Б)

Каждый в соответствии со своим номером выражает отношение к прочитанному. В заключение группа коллективно решает, какой замысел представляет наибольший интерес по степени новизны проблемы и по уровню её развития. Правый верхний угол формата содержания замысла помечается в этом случае специальным знаком, например III — !, что означает:

III группа считает содержание данного замысла лучшим и предлагает автору в устном выступлении раскрыть его.

ПГ этап игры. Каждая группа знакомится с содержанием замыслов всех остальных групп. Староста каждой игровой группы должен в обмен на свои материалы последовательно получить замыслы всех остальных групп. Деятельность игровых групп на третьем этапе аналогична деятельности на втором этапе.

IV    этап игры. Совместно решается, какая работа от каждой группы будет вынесена на коллективное обсуждение.

В это время игровые группы разыгрывают комплект ролей: докладчик, критик, конформист, союзник, пропагандист - тот, чей замысел признан лучшим (см. Инструкции игрокам).

V    этап игры. Репетиция игры - выступление в соответствии с ролями.

Инструкции игрокам

Докладчик. В обязанности докладчика входит развёрнутое сообщение содержания своего замысла. Докладчик имеет право вступить в конфронтацию с критиком, аргументированно отстаивая свою позицию, выступить с заключительным словом.

Критик. Критик, отмечая сильные стороны выступления, выделяет наиболее слабые места или нераскрытые моменты, давая докладчику возможность дополнить своё сообщение.

Конформист. Это „чисто" игровая роль человека без собственной твёрдой позиции. Конформист легко меняет свою точку зрения, поддерживая и докладчика, и критика, однако конформист каждый раз подчёркивает самые сильные стороны выступлений того и другого, подбирая аргументы в защиту позиции сначала докладчика, затем критика.

Союзник. Специалист, разделяющий точку зрения докладчика (возможно, его тема близка к теме докладчика). Его цель - обратить внимание на актуальность и новизну темы.

Пропагандист. В обязанности пропагандиста входит не столько защита содержания выступления, сколько пропаганда идеи, которую он может поддержать своими аргументами и примерами.

VI    этап игры. От каждой группы выделяется член экспертной группы, который оценивает выступления всех по критериям: умение укладываться в регламент (у докладчика 10 минут, у остальных - 3), „держать тезис“, „держать позицию", защищать тезис.

Последовательность выступлений: Докладчик -Союзник - Конформист - Критик - Конформист -Пропагандист - Докладчик.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒