9.11.    Проследив судьбу всех известных ей женщин и их привычку вести домашнее хозяйство, читательница П. написала в „Аргументы и факты" о том, что она установила следующую закономерность: „У всех женщин, которые готовили еду в таком объёме, чтобы её можно было разогреть и поесть во второй раз, были лысые мужья".

9.12.    „Я - жид. Но разве у жида нет глаз? Разве ... нет рук, нет членов тела, нет чувств, порывов, страстей? Разве он ест не ту же пищу? Разве его решит не то же оружие? Разве он страдает не от тех же болезней, лечится не теми же средствами, страдает не от той же летней „жары" и мёрзнет не от той же зимы, что и христианин? Если вы нас колете, то разве из нас не течёт кровь? Если вы нас щекочете, разве мы не смеёмся? Если вы нам даёте яд, разве мы не умираем? И если вы нас обижаете, разве мы не стешем мстить? Если мы подобны вам во всём прочем, то и в этом мы будем походить на вас". (Шекспир. „Венецианский купец")

9.13.    Исследуя условные рефлексы, академик И.П. Павлов установил следующее: если удалить затылочную долю мозга собаки, зрительный рефлекс исчезает. Новые эксперименты дали те же результаты - собаки практически слепли. Учёный сделал вывод, что затылочная доля головного мозга - центр образования зрительного рефлекса.

9.14.    Всякий раз при восхождении на горные вершины альпинисты испытывают одни и те же симптомы: нехватку кислорода для дыхания, одышку, физическую слабость и другие признаки кислородного голодания. Очевидно, причиной нарастания кислородного голодания является разряжённость воздуха, увеличивающаяся с подъёмом на высоту.

9.15.    К.А. Тимирязев утверждал, что для образования хлорофилла нужны свет и кислород. „Чтобы доказать это, - писал он, - прорастим в темноте какие-нибудь семена. Известно, что ростки получаются не зелёные, а жёлтые. Разделим полученные таким образом ростки на две кучки: одни оставим в обыкновенном воздухе, другие заключим в прибор с воздухом, лишённым кислорода, и вынесем всё на свет. Первые через какие-нибудь четверть часа позеленеют и вскоре получат обычную зелёную окраску, вторые, сколько бы мы их ни держали на свету, останутся жёлтыми. Но допустим к ним кислород, и они немедленно позеленеют". (К.А. Тимирязев. Сочинения. - М., 1955. Т.1. С. 241).

10. Укажите виды умозаключений по аналогии: аналогии свойств и аналогии отношений; примеры строгой (научной), нестрогой (простой) и ложной аналогии (упражнение выполняется на компьютере).

10.1. Учёных, изучавших древнерусские летописи, интересовал вопрос: какие звуки обозначали буквы Ж „юс большой" и А „юс малый". А.Х. Востоков, воспользовавшись сравнительно-историческим методом, проанализировал, как звучат слова, содержащие указанные буквы, в родственных славянских языках: польском и литовском, и пришёл к выводу, что эти буквы обозначали носовые гласные [он], [ен], которые были утрачены, по-видимому, к середине X века, поэтому в самых ранних русских памятниках XI века буквы „юс большой" и „юс малый“ смешивались с буквами „у“ и „а“, как обозначавшими одинаковые звуки.

„Юс большой" и „у“ обозначали [у], „юс малый" и „а“ обозначали [а] после мягкого согласного. Следы носовых гласных в русском языке находим в чередованиях гласных а и у с носовыми согласными мин или с сочетаниями гласный + носовой согласный: жать -сжимать — жму; распять - распинать; знамя -знамени (и все остальные 9 слов на -мя); звук - звонок - звенеть; дуть - надменный и т.д


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒